Логика передачи
Логика
передачи и восприятия, ведущая к созданию законченных, психологически
осмысленных изображений человека, всецело зависит от умения подчинить
второстепенное главному, органически соединить все элементы портрета.
Напомним, что дословное значение термина «композиция» означает прежде
всего «сопоставление», «соразмещение».
Это
в первую очередь влияет на выбор формата. Будет ли кадр горизонтальным,
вертикальным или квадратным — зависит от замысла фотографа, который
вытекает из впечатления гармонической соразмерности частей фигуры
и фона.
Выбрав
формат, приступают к размещению одной или нескольких фигур в кадре.
Что побуждает фотографа компоновать так, а не иначе? На этот вопрос
не всегда возможно ответить, ибо он зависит от субъективных представлений
восприятия образа портретируемого.
Мы
считаем нестоящим делом давать конкретные рекомендации относительно
компоновки, т. е. конструкции кадра, и говорить о возможных перегрузках
или недогрузках отдельных его частей, тем более что сюжет в незаполненной
тоном и линиями части мысленно может быть уравновешен самой идеей.
Исключение
возможности создания каких-либо законов заполнения кадра элементами
композиции вовсе не означает права фотографа на полный произвол,
ибо реалистическое искусство требует логического объяснения как
компоновки сюжета в целом, так и отдельных его частей.
Принципы
композиционного построения портрета — точка съемки, поворот головы,
положение ведущего плеча, перспективное решение, световое решение,
размещение групп — даны в разных главах настоящей книги.
Не
все элементы портретного кадра несут на себе равную смысловую и
эстетическую нагрузку. Наиболее выразительными элементами лица,
как уже говорилось, являются глаза и рот. Они и составляют основу,
на которой строится портрет, т. е. являются доминантой портрета,
главным его элементом. И этот главный элемент надо стремиться всячески
выделить в портрете.
|