Подлинные чувства
Если
модель находится в состоянии полной непринужденности, когда лицо
(глаза, губы) выражает подлинные чувства, то общее сходство всегда
сохранится, даже если другие элементы лица притемнены или изображены
в нерезкости.
Но
если глаза и рот на снимке не выражают подлинных чувств, то из выразительных
элементов лица они превращаются в опознавательные и не имеют большего
значения, чем подбородок, уши или прическа.
Именно
эти особенности сходства учитывает в своей работе карикатурист.
Удлиняя нос, увеличивая уши или сокращая лоб, он в то же время обязательно
стремится сохранить сходство глаз и рта.
В
вопросе сходства наблюдается расхождение мнения самого портретируемого
с мнением окружающих.
Присущая
человеку асимметрия лица делает его «двуликим». Средняя линия лица
изгибается в одну из сторон, причем противоположная от изгиба сторона
оказывается более крупной (широкой). В улыбке принимает участие
преимущественно широкая часть лица, причем одновременно одна часть
улыбается больше, другая — меньше.
Парные органы лица и мышцы в силу неодинакового развития правой
и левой частей (в зависимости от степени асимметрии) делают их мало
похожими. Сопоставление правого и левого полуоборота и профиля лица
доказывает, что проблема сходства в портрете не может быть решена
иначе, как нахождением такого положения лица перед фотокамерой,
при котором нивелировалось бы расхождение в несоответствии правой
и левой половины лица.
Это
также относится к полноте лица. С широкой стороны оно будет выглядеть
шире, с узкой — уже.
|