Искусство портрета
Искусство
портрета ставит перед художником, скульптором и фотографом в качестве
обязательного условия сходство — сходство, не расчлененное на «внешнее»
и «внутреннее», а такое, когда «внутреннее» порождает и объясняет
«внешнее».
В
обыденной жизни человек познается по своим делам и поступкам, выражающим
его душевные свойства. Литературный образ раскрывает личность не
во внешности, а в глубоком всестороннем познании человека. Не удивительно,
что поступки человека, описываемые в романе, повести или рассказе,
как и наблюдаемые в жизни, иногда расходятся с представлением о
нем по его внешности; в лице героя часто нет ничего героического.
Вызывая
в памяти образ знакомого человека, мы не выхватываем отдельные элементы
лица, а восстанавливаем образ в целом, с его характерным душевным
складом. Говоря «в моей памяти его образ запечатлелся с грустной
улыбкой и с добрым рассеянным взглядом» или «он вспоминается мне
с постоянной презрительной улыбкой и взглядом недобрых глаз», мы
представляем себе не конкретные детали личности, а ощущения, в свое
время преломившиеся через зрительные представления цельного образа.
Когда
мы видим на фотоснимке знакомого лица выражение, ему не присущее,
мы говорим, что человек не похож на себя. О портрете здесь не может
быть и речи, потому что произошло непоправимое — распад индивидуальности,
т. е. худшее из всего, что может постигнуть художественное произведение.
Сходство
личности в портрете определяют выразительные элементы лица — глаза,
губы, лоб. По силуэту, асимметрии лица, по шраму на щеке, по оттопыренным
ушам можно опознать человека, но не узнать его.
Только
глаза, рот и частично лоб могут раскрыть черты характера и душевное
состояние личности.
|