Отсутствие «действия»
Криминалисты
утверждают, что у большинства людей их особенности «написаны» на
лицах.
Известный
следователь и писатель Лев Шейнин утверждает: «Подобно тому, как
многие тяжелые болезни сказываются на внешнем виде больного, и это
всегда отмечает опытный врач, так и низменные страсти, тайные пороки
и мелкая, злобная душонка почти всегда кладут свою зловещую печать
на лицо, взгляд и манеры человека, и это всегда замечает опытный
криминалист».
Почему
же, стоя у витрины фотоателье и разглядывая портреты, мы почти не
встречаем на лицах низменных страстей и тайных пороков?
Оценивая
портреты своих современников, Дидро обратил внимание на то, что
многие из них неудачны из-за отсутствия в них «действия».
Под
действием Дидро подразумевал не физическое движение человека, а
ту внутреннюю динамику, которая является выразителем мышления.
В
студии перед фотографом — человек, всегда знающий, что его фотографируют.
Его внимание сосредоточено на предметах непривычной обстановки,
его мысль озабочена выражением собственного лица, которое, вообще
говоря, уже ничего не может выражать, кроме деланных чувств. Это
как раз то состояние, которое Дидро называет отсутствием «действия».
Чтобы
вывести портретируемого из бездейственного состояния, надо занимательным
разговором оттеснить на второй план и непривычную обстановку и даже
саму мысль о фотографировании. Но здесь фотографа подстерегает другая
опасность, когда «действие», обнажая правду, показывает пороки.
Если
сходство и правдивость указывают на отрицательные стороны характера,
а заказан профессиональный фотопортрет, то следует призадуматься,
нужно ли именно так показывать человека. Это ставит фотографа в
очень сложное, подчас безвыходное положение. Если ему надо уйти
от правды, то он находит спасение в отсутствии «действия». И тогда
ничего другого не остается, как решительно отказаться от проникновения
в образ человека, чтобы не показать отрицательные его черты.
В
этом случае может быть достигнуто только внешнее сходство.
|