Фотоаппарат это революционное изобретение, быстро снискавшее популярность. Фотографии сегодня - это история, это искусство, это наши воспоминания. Появление цифровых фотоаппаратов вдохнуло новую жизнь в данную отрасль и увлечение фотографией стало массовым, в эту тенденцию хотим внести и мы свой небольшой вклад. Пока еще небольшой сайт, с нужной и качественной информацией, но мы обещаем расти и обретать популярность. Наполнение информацией идет постоянно, проводится раскрутка сайта. Мы растем вместе.



Микрофотография

Mногие процессы, происходящие в мире микроскопических существ, к сожалению, носят весьма непродолжительный, мимолетный характер. А конструкции обычных микроскопов, как правило, не рассчитаны на коллективный просмотр. Поэтому, если вы хотите поделиться интересными наблюдениями с родственниками или друзьями и разнообразить любопытными сюжетами свой фотоальбом, займитесь микросъемкой, совмещающей скоротечность микромира и вечность фотографии.

Микрофотографию весьма активно используют в научных исследованиях, но среди любителей это увлекательное занятие широкого распространения не получило. Тому есть несколько причин. Во-первых, бытует мнение, что оно требует очень сложного и дорогостоящего оборудования, доступного только солидным лабораториям. А во-вторых, даже относительно простые микроскопы есть далеко не у всех

И все же, если вы хотите заняться микросъемкой, не считайте, что эта мечта безнадежна. Вполне удовлетворительные снимки можно сделать даже с помощью самой простой камеры-"мыльницы" и школьного микроскопа. Но, чтобы получить более качественные результаты, лучше все же воспользоваться аппаратурой более высокого класса.

В первую очередь необходимо позаботиться о приобретении микроскопа. Для наших целей вполне подойдет любой исследовательский микроскоп типа МБР, МБИ или аналогичный, лучше с наклонным тубусом. Гораздо удобнее и дешевле, если тубус у него будет обычный, а не стереоскопический, хотя и он тоже бывает иногда полезен.

В комплект микроскопа обычно входит стандартный набор сменных окуляров и объективов. Если есть возможность выбора (скажем, когда покупается подержанное некомплектное оборудование), предпочтение следует отдавать не очень сильной оптике (окуляры с кратностью от 3х до 10 - 15х, объективы - от 8х до 20х). Общее увеличение микроскопа равно произведению увеличений окуляра и объектива: при 15-кратном окуляре и 20-кратном объективе на штатном 160-миллиметровом тубусе увеличение будет 300х. Этого более чем достаточно для любительских целей, тем более что при необходимости всегда можно заменить оптику на более сильную. Окуляры, как правило, просто вставляются в тубус микроскопа, а объективы ввинчиваются в револьверную головку. Обычно же любителю приходится сталкиваться не с недостатком увеличения, а с его избытком, когда объект наблюдений (например, икринка или планктонный организм) не виден целиком, а его фрагмент на фотографии значительно проигрывает в наглядности. К тому же при больших увеличениях чаще возникает ощутимая нехватка света и резко уменьшается глубина резкости, затрудняющая точную фокусировку системы.

Если нет оптики с малыми увеличениями, можно использовать укороченный тубус (как правило, самодельный), который позволяет уменьшить увеличения микроскопа.

Микрообъективы могут быть практически любыми, а окуляры следует использовать только с индексом "К" (компенсационные), а еще лучше "Ф" (фотографические), на оправе. Они проецируют изображение объекта на всю плоскость негатива, в то время как обычные окуляры дают на негативе круглое изображение в центре кадра.

Глубина резкости при микросъемке очень мала, и чем больше увеличение, тем она меньше. Поэтому очень важно, чтобы микроскоп имел надежную и хорошо отлаженную систему фокусировки. Это касается как грубой, так и точной наводки, с помощью микровинта, без которого вообще трудно добиться четких снимков.

Ход лучей при микросъемке. Микроскоп наводят на резкость механизмами грубой и тонкой (микрометрической) подачи. Современные микроскопы нередко имеют наклонный тубус с поворотной призмой между окуляром и объективом.

Снимать, безусловно, удобнее зеркальными фотоаппаратами, поскольку в их видоискатель видна именно та картинка, которую формирует фотообъектив. Это очень важно при наводке на резкость, при контроле качества и определении границ изображения. При некоторой сноровке можно обойтись и "мыльницей", хотя с ней работать гораздо труднее, и брака неизбежно будет больше.

Идеально, если камера имеет встроенный экспонометр, замеряющий количество света, поступающего через объектив (система TTL), и обладает автоматической отработкой экспозиции (лучше бесступенчато и обязательно с приоритетом диафрагмы). Но можно использовать и полуавтоматические камеры, особенно, если фотографиру ются неподвижные объекты.

В процессе съемки иногда требуется выявить те или иные детали объекта в ущерб оптической плотности фона, поэтому крайне желательно, чтобы фотокамера позволяла вносить экспозиционные поправки в 1-2 ступени. Очень удобно, если встроенный экспонометр измеряет не только общую (средневзвешенную) освещенность кадра, но и освещенность отдельных его точек - эта функция есть у подавляющего большинства зарубежных зеркалок.

Поскольку микросъемка обычно ведется при невысокой освещенности, фотокамера должна обязательно отрабатывать длинные выдержки. У отечественных аппаратов они обычно не превышают 1 секунды, у импортных - доходят до 30-60 секунд. Как правило, чаще всего используются выдержки продолжительностью от 1/2-1/8 до 2-6 секунд.

Фотообъектив при съемке через микроскоп наводят на бесконечность, а диафрагму открывают полностью. При частично закрытой диафрагме изображение на кадре срезается (именно поэтому на затворе, управляемом электроникой, устанавливают режим приоритета диафрагмы). Естественно, чем больше светосила объектива и выше его разрешающая способность, тем лучше. Тем не менее не обязательно гоняться за сложными и дорогими объективами: для любительских целей вполне подойдет и обычная (но хорошая) 50-миллиметровая штатная оптика.

Если объект плохо пропускает свет, его следует дополнительно подсветить сверху или сбоку. Такое освещение, кстати, подчеркивает рельеф поверхности и придает объекту большую выразительность.

Интересных результатов можно добиться, если при съемке использовать так называемый конденсор темного поля. Он освещает косыми лучами только объект съемки, оставляя фон темным. Совместно с темнопольным конденсором нередко применяют и специальные (полихроматические) светофильтры в виде окрашенных в разные цвета концентрических кругов. Они дают возможность "окрашивать" и фон, и сам объект в разные, самые невероятные цвета.

См. далее:

 
© 2007-2018 При цитировании материалов активная ссылка на сайт обязательна fotalno.ru