Фон и первый план
Среди
павильонных фотографов бытует очень точное определение: «все, что
не фигура, есть фон». Иными словами, фон — это живописное пространство,
находящееся за границами фигуры, включенное в портретный кадр.
Комплексная
задача портретирования состоит в том, чтобы после определения положения
и освещения фигуры найти изобразительную форму фона.
Передача
фона на фотоснимке — это один из элементов изобразительного решения
портрета. Он должен рассматриваться в единстве всех внутренних форм
изображения: лица и фигуры, фона и освещения. Фон не следует рассматривать
как украшение портрета.
Тональный
рисунок фона, создание на нем эффектов должны рассматриваться как
осмысленный творческий прием, ведущий к единству или логическому
противопоставлению тонов фигуры и фона.
Рост
объемов фотоуслуг в области портретной фотографии требует большего
разнообразия в работе с различными фонами. Статистика указывает
на заметный спад портретной фотографии. Причиной является сужение
рамок фотообслуживания. Из многих вариантов фонов в настоящее время
сохранился лишь один — беспредметный (абстрактный) фон.
Решение
фона, как и всего портрета, субъективно. Оно не строится на основании
каких-либо правил взаимосвязи фигуры и фона. Иначе различные фотографы,
усвоив теорию, приходили бы к одинаковым изобразительным решениям.
Восприятие
фотографа отражается как на образном, так и на формальном строе
портретного снимка. Оно связано с личностью самого фотографа: характером,
темпераментом, склонностями, привязанностями.
Фотограф
не в состоянии одновременно воспринимать и реагировать на многочисленные
элементы портретного изображения. Из большого числа воздействующих
на восприятие фотографа факторов он сосредоточивает внимание на
наиболее значительных, которыми являются силуэт фигуры, овал лица,
положение и состояние глаз, рта, общая тональность и основные пятна
фона. Это и будут так называемые предметы восприятия.
|