Чувство ритма
Чувство
ритма вырабатывается одновременно с восприятием формы.
Частота
ритмических интервалов линейных форм, уходящих в глубину, определяет
характер перспективы. Если при короткофокусной перспективе темп
сокращения расстояний между отдельными формами лица чересчур бросается
в глаза, то одновременно мы наблюдаем резкое сужение формы головы,
а учащенный ритм сокращения масштабов отдельных элементов лица приводит
к заметным его деформациям. В сопоставлении с половиной лица, находящейся
по отношению к объективу во фронтальном положении, где сохранены
естественные ритмы расстояний (от затылка до уха, от уха до глаза
и от глаза до носа), вторая, «уходящая», часть лица при короткофокусном
ритме создаст искаженное представление о форме лица в целом.
Причиной
тому явится резкая асимметрия ритмов.
Ритмы
линейных величин и пластика форм также взаимосвязаны, так как округлость
предметов на изображении, кроме своей собственной формы, зависит
от темпов перспективных сокращений.
Поэтому
та часть композиции, которая рассматривает архитектонику и проекцию
фигуры в кадре, определяется симметрией и темпами перспективных
сокращений.
Впечатление
от художественно выполненного портрета зависит также и от того,
как вписалась фигура в прямоугольную площадь кадра.
Она
может расположиться в центре его и представлять симметричную картину,
где достигнуто полное равновесие частей по отношению к центральной
оси кадра. По мере смещения фигуры к левой или правой границе кадра
устойчивость изображения будет все более нарушаться. Свободное от
изображения пространство в одной части кадра и заполненное — в другой
вызовет чувство неуравновешенности композиции.
|