Экспонирование
Вот
уже много лет среди мастеров фотопортрета ведется спор, какое изображение
правдивее передает образ человека — сделанное моментально или с
длительным временем экспонирования?
Сторонники длительного времени экспонирования утверждают, что за
сотую или тысячную долю секунды трудно уловить характерное сходство,
так как очень легко можно сфотографировать случайный, преходящий
момент.
В доказательство они ссылаются на многочисленные любительские снимки,
на которых люди запечатлены со случайным, не характерным выражением
лица. Поэтому наиболее типичное и знакомое окружающим выражение
лица следует фиксировать с длительным временем экспонирования (0,1—0,5
с), тогда в портрете найдут свое выражение только устойчивые эмоциональные
паузы, по которым и запоминается человек.
Они
указывают на более чем вековую практику павильонной съемки, когда
именно при длительном времени экспонирования были созданы шедевры
фотографического портрета своего времени.
Действительно,
сходство максимально выявляется в период устойчивых эмоций. Верно
и то, что наша память запечатлевает человека в более длительных
эмоциональных паузах и переходах, чем в сотые доли секунды. Все
это не отрицается, ибо это вытекает из методики студийного портрета,
отличающего его от репортажного. Однако, чтобы не держать модель
в напряжении и не давать наслаиваться одной эмоциональной фазе на
другую, надо стремиться вести съемку с максимальной скоростью, какую
позволяют условия (освещенность, светочувствительность материала,
диафрагма), отдавая предпочтение длительным эмоциональным фазам.
Удачным
в смысле сходства окажется портрет, где запечатлены типичные черты,
выразившиеся в более или менее устойчивых эмоциональных фазах. Есть
множество фаз выражения лица, столь быстро меняющихся, что в жизни
мы не успеваем их заметить; их не фиксирует ни наше внимание, ни
память. Эти моменты не выигрышны для сходства. В таком портрете
мы наблюдаем незнакомые для нас черты и фактически открываем новое
в хорошо знакомом человеке. Это является формой дополнительного
познания, что представляет несомненный интерес.
|