Фотогеничность
Термин
«фотогеничность» был предложен идеологом французских «левых» кинематографистов,
входивших в группу «Авангард», Луи Деллкжом. Он указывал, что есть
основания делить людей на две категории: фотогеничных, т. е. «выигрывающих»
на фотоснимке по сравнению с натурой, и нефотогеничных, «теряющих»
при фотографировании.
Он утверждал, что актер должен обладать характерной маской и выразительной
окраской лица, считая наиболее фотогеничными смуглые лица, так как
они обладают свойством выходить на снимке лучше, чем они есть в
действительности.
Выдающийся
советский кинорежиссер Всеволод Пудовкин утверждал, что при выборе
лица для съемки нужно исходить из единственного критерия — выразительности,
обусловленной ясностью и определенностью черт лица. Эта улучшенная
по сравнению с теорией Деллюка теория фотогеничности все же носит
чисто формальный характер, поскольку она усматривает характеристику
человека прежде всего в его внешних чертах.
Безусловно,
есть люди, выразительность которых определяют ясные черты лица,
пропорциональность элементов. Таких людей легко портретировать.
Но есть также люди, не обладающие этими свойствами, но внешность
которых выразительна и эмоциональна, и хотя они не относятся к категории
фотогеничных, этих людей можно удачно портретировать.
История
портрета дает нам многочисленные тому подтверждения. Так, изображенное
Ван-Дейком безобразное, почти уродливое лицо Тимофея полно внутренней
красоты, благородства и прелести и воздействует на зрителя так,
что он воспринимает его не по внешним формам, а по глубине мысли,
доброте и человечности, переданным в портрете.
|